Народное право чеченцев

Называть обычай - народным правом - это традиция, или заблуждение, введенное российскими историками.
 
 Право инструмент государства – это система норм, охраняемых силой государственного принуждения. Государство — это властно-политическая организация, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Государство не является безусловно более передовой организацией чем община, как управленческая настройка государство возникает только там, где общество разделено на имущих и не имущих. 
 
 Чеченский обычай инструмент самоуправляемой патрилинейной общины связанной коллективным владением и пользованием средствами производства – обычай это форма отношения родственников и родственных общин: возник в процессе коллективного производства, так же обычай это устоявшиеся отношения - отобранные в результате длительной общественно – экономической и исторической практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия.  В случаях, когда соблюдение обычая нуждается в подкреплении принуждением, община выступает в роли коллективного носителя силы – принуждения и наказания. 
 
Отгонное животноводство стало наиболее доходным и рискованным видом хозяйственной деятельности кавказца. Перегон скота осуществлялся на сотни километров, от Кавказа до Волги и Дона, через земли кавказских обществ перешедших к оседлому образу. За долго до нашей эры Протокавказская община переросла в "Семью Кавказских народов" связанную единой экономической территорией, родством крови и обычая.
Производящая экономика и сверхвысокие темпы роста населения требовали создание устойчивой организационной структуры общества. Взяв за основу инстинкт родства крови - кавказец создал сложную глубоко структурированную общественную и политическую формацию регулируемую собранием на основе обычая. 
 
ОБЫЧАЙ.
 
Внутри чеченской семьи конфликты улаживали родители, внутри рода старейшины. Рассмотрение внутрисемейных и внутриродовых конфликтов, закрыто для участия сторонних лиц. 
Участие сторонних лиц желательно при рассмотрении конфликта между представителями различных тайпов. 
 
Для женщин мужской суд закрыт, свидетельские показание женщины, доводил до суда ее брат, или отец.
Конфликты между женщинами рассматривал женский суд, главой которого была «Великая мать».  
Конфликты между мужчиной и женщиной, если они даже муж и жена рассматривал тоже женский суд. 
 
Между женщинами и мужчинами был произведен раздел – труда и обязанности. Раздел цивилизаций на женскую и мужскую, произведен в целях создания устойчивой семьи. 
Раздел закреплен  договоренностями, символ договоренностей - две скрещенные руки – рисунок этот распространен на древних культурных памятниках Кавказа.
 
Заседание суда называется “хат - там” перевод – опрашивай и приводи в согласие.  Старейшины выслушивают стороны и свидетелей, говорят о своем видении проблемы, затем выносят решение. Проигравшая сторона не всегда соглашается, заявляет возражение и обращается к другим старейшинам. Дважды осужденная сторона в большинстве случаев вину признает, согласие скрепляется рукопожатием и обещание выполнить решение суда.
 
Пожилые люди выступают сидя, молодые - стоя и опустив глаза: разговаривают негромко и медленно. Непозволительно оскорблять слух присутствующих ругательными словами и воспроизведением не приличных подробностей: не приличное сообщается сдержанными намеками. 
 
Чеченцы считали, что человек от природы добрый, плохим его делает неорганизованное общество к которому он принадлежит, в связи с этим родственники ответственны за преступление. Если преступление серьезное, при  наложении на ответчика взыскания в виде штрафа, размер штрафа определяется с учетом финансовых возможностей родственников. 
 
 Кровная месть инструмент не возмездия, а устрашения и допустима только с одобрения судом старейшин, как последний аргумент для восстановления справедливости. Кровников чаще прощают, чем убивают: не преднамеренное убийство прощают всегда. Суд на основе обычая не является инструментом обязательного наказания виновного - основная цель устранить преступную среду.
 
       Если человек, совершивший серьезное преступление  получил прощение, он и его родственники обязаны нести повинность перед потерпевшими. Прощенные по отношению к потерпевшим выполняют обязанности младших братьев. Обозначен – этот обычай словом «бехк» перевод - вина.  
 
    Обычай не признает подтверждения не виновности клятвой,  как это допускает шариат, но требует принимать во внимание вещественные доказательства, алиби, показания свидетелей, поручительство авторитетов. 
 
     Предельная мера наказания изгнание из общины, а также признание за потерпевшей стороной права на осуществление кровной мести. 
Преступник с момента совершения убийства не бреется  и смиренно ждет разрешения своей судьбы. Если он прощен, голову и бороду ему бреет старейшина простившей  стороны – это процедура ритуальное принятие в семью на положение младшего брата.
Если преступник не прощен, он обязан с достоинством ожидать исполнения смертного приговора. Бегство предательства по отношению к родственникам.
 
Приговор приводят в исполнение исклучив все, что унизит приговоренного, или увеличит его физические муки. Приговоренные ведут себя со сверхчеловеческим достоинством: опустив взор тихим голосом просят прощения у поторпевшей стороны и своих родственников, и молча принимают смерть - лица их светятся благородством. 
Увиденное подвигло меня к выводу, что при определенном наборе обстоятельств, даже во мнении общества потерянные люди выказывают высокое достоинство.
Всякое оружие, использованное для убийства, положено уничтожить.
Уничтожить положено и оружие, использованное для многократного убийства зверей, так как, обычай запрещает вторгаться в мир дикой природы. По – этой причине среди чеченцев охотники и рыболовы явление редкое.
 
     Непозволительны телесные наказания, оскорбления, лишение права быть оплаканным родственниками и похороненным по обряду. 
 
Оружие и конь, осужденного принадлежат его родственникам. Присвоение их считается преступлением равнозначным убийству.
Захват оружия в качестве трофея бесчестный поступком.
 
Создание семьи и продолжение рода - безусловная обязанность каждого общинника.
В Калуге Шамиль вспоминал, что самая его популярная мера в Чечне  это  запрет безбрачия. Руководствуясь этим законом старейшины сажали старых дев под арест, до времени пока они не назовут избранника: если избранник отказывался, его обязывали выплатить деве штраф.
Устаз Бауди Арсанов говорил, что отлагательства не допустимы в двух случаях -  брак детей и похороны умершего члена семьи.
Между соседними тайпами существовали договоренности по обмену невестами. Мужчины и женщины рода матери, почитаются  «дядями» и «тётями».
 
  Вопреки распространенному мнению, похищение невест не только не является признанным и традиционным способом заключения брака, напротив - считается тяжким преступлением,  так  как  лишает женщину права выбора, а ее родственников  - права участия в решении ее судьбы.
 
   В особых случаях женщин выдавали замуж без соблюдения традиций. Кроме того, по объявлению выдавали замуж девушку в семье, которой приключалось несчастье.  
 
Развода в чеченском семейном укладе не существует. Уклад не оставлял возможности супругам для скандала и развода - днем родственники запрещали молодым общаться, а ночью, муж посещал жену тайком. Только в преклонном возрасте дозволено общаться днем.
 
В последние десятилетия под влиянием шариата разводы стали обычным делом. Тем не менее, негативное отношение к разводу  и разведенным сохраняется. 
 
Русские эпитеты благородный, мудрый, честный. В чеченском языке выражаются одним звуком «Си». «Си» - одновременно означает и женский пол и совесть, как образ мыслей отделяющий добро от зла - чеченский язык указывает мужчине, что для него женщина важный источник сознания. 
Женщины уступили мужчинам в обществе право первого голоса, в обмен на материальную и правовую защиту. Из этого следует, что несчастные и безответственные женщины продукт аморальных мужчин. По этой причине для женщин смертную казнь не применяли, оптимальное наказание отдать в жены достойному мужчине.
 
 К детям относились трепетно, так как грубость и ограничение выбора нарушают развитие личности.
 
До десяти-двенадцати лет дети жили на женской половине, отец, как бы был от них отстранен, а воспитанием занимались мать и родственницы.
Мальчиков подростков отправляли в специальную школу. По достижению юношеского возраста ученики проходили инициацию - экзамен на право ношения пояса зрелости. 
 
Называется экзамен «возраст перепоясывания», или «ношения кинжала». Другое название Селенги - праздник молний (от «Сел» – молния, как символ рождения духа). Сопровождался праздник раздачей треугольных пирожков. 
 На экзаменах юноши демонстрировали умение читать и писать, ораторское мастерство, знание преданий предков, хозяйственные навыки, силу и умение владеть оружием, танцевать, скакать на коне. 
 
После сдачи экзамена, старейшины каждого юношу наделяли вторым именем, подходящим его личности, затем перепоясывали ремнем с кинжалом, сопровождая процедуру назиданием: «Дается тебе оружие, используй его только в день, когда умрет справедливость».
 
 Кинжал символизирует, что его носитель прошел экзамен на право служить общине.
 
Туго затягивать ремень и носить чрезмерно большой кинжал, а так же укладываться спать, не развязывая пояс и не отстегивая кинжал – почитается рьяным служением обществу. 
 
Снятие кинжала, означает отказ от общественной ответственности и личной свободы.
 
Девушки тоже сдавали экзамен на зрелость - экзаменационная комиссия - пожилые женщины. В девичьи  экзамены это знание сельхоз работ, песни, танцы, предания старины, а так же владение оружием и управлять конем. Сдавшим экзамен  перевязывали талию тонким "поясом зрелости" а на голову надевала шарф из тонкой ткани - пояс и шарф атрибуты свидетельствующие, что девочка достигла возраста невесты.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. [?] С КАКОЙ СТОРОНЫ НАДО СМОТРЕТЬ НА ЧЕЧЕНСКИХ ТЕРРОРИСТОВ.
  2. [?] Община.
  3. [?] Он отверг газават, к которому так долго призывал других
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: