Победа зекристов

Победа зекристов

Поскольку зекризм был объявлен вне закона и вынужден уйти в подполье. Документальные сведения о нем скудны. Российские источники и исследования содержат массу нелепостей и противоречий в изложении его истории и биографии лидеров. В то же время зекризм породил большое число народных преданий, которые могут использоваться для восстановления истории.

Ташо - Хаджи первый устаз зекристов. Он же наставник Кунты и его матери Хеды. Его звания - устаз Се - Синн, Большой Хаджи и Устаз больших мюридов. Ташо хаджи не танцевал зекур. Танец ввел мальчик Кунта между ровесниками. Предания говорит, что Ташо наблюдал мальчишеские пляски, но ничего не говорят о его реакции на них.

Большими мюридами называют учеников Ташо – Хаджи, товарищей Кунты. Ташо народнфй староста и приемник Бей - Булата. Родился в 1778 г. с. Эндери. Позже переехал в Саясан, на чеченском Се - Синн. Русским известен с 1834 - 43 г.г, в качестве религиозного деятеля и полководца. В 1840 г. в связи с избранием Шамиля на должность Имама Чечни, за Ташо сохранилось только положение духовного лидера. Умер в 1843 г. в возрасте 65 лет, похоронен на кладбище Саясан. Его дом и могила - национальные святыни, регулярно посещаемые паломниками.

Более успешно, чем Шамиль воевал с русскими в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Имамы Гази – Магомет, Гамзат бек и Шамиль, с его поддержки утверждались в Дагестане. Ингуши, осетины, кабардинцы втайне от русских поддерживали его средствами и добровольцами. За военные победы народ дал ему звание “Тухаш ваш” перевод - побивающий или наказывающий дядя. Ташо первый чеченский патриарх, имевший исламское звание, а также создавший движение, ставшее в оппозицию шариатистам.

Порабощение Кавказа осуществлялось варварским уничтожением памятников культуры, религиозных святынь и центров земледелия, торговли, ремесел, что сказалось на одичании нравов и ростом бедности. В новых условиях проповедники ислама стали привилегированным классом, проводником и цензором идей.

Ташо создатель исламского учения согласующегося с национальным укладом народов Кавказа – вошедшего в историю под названием - зекризм. В 1840 году отошел от военного руководства и последние 3 года занимался воспитанию приемников. В Иллас – Юрте создал детскую религиозную школу, в – эту школу собрал способных мальчиков Чечни и Дагестана – ученики его школы вошли в историю под названием - «Большие мюриды».

Предания помнят их по именам, мусту жительству и национальной принадлежности. Это чеченцы, андийцы, аварцы. Ташо был высокого мнения о своих учениках и предрек им великую любовь народа – его предвидения сбылись: «Большие мюриды» - во время «Кавказской войны» и после войны – были очень влиятельными людьми.

Кунта был учеником и лидером школы Ташо, когда ему было 11, а Ташо 63 года. Он главенствовал над учениками, в преданиях он дерзкий и неугомонный мальчишеский вожак, с мнением которого считались ровесники и взрослые. Предание говорит, что ритуал зекур и паломничество на Эрту он ввел, когда ему было 11 лет.

«Большие мюриды» рано приобрели обожание народа. Достигнув 18 лет, они увидели, что им – крестьянским сынами, страна не принадлежит – военные командиры и духовенство уготовлена им роль слуг и пушечного мяса. В 1848 г. они созвали съезд в Ведено и потребовали отмены шариата, отрешения наибов от судебной, полицейской и административной власти и запретить им по своему усмотрению затевать военные операции.

Несмотря на юный возраст, Кунта энергично отстаивал интересы крестьян. Выдающимся товарищем Кунты был Мечик. Российские источники называют его главным вдохновителем движения, преемником Кунты, человеком большого ума и начитанности. Его хутор находился на речке Валерик. Следующим выдающимся человеком был Вар, товарищ и односельчанин наиба Атабая. Они житель селения Хорсеной.

Между 1828 и 1846 годами против шариатистов восставали Дагестанские общества - Шамиль, командиры и духовенство - силой оружия подавили - эти восстания. В братоубийственной бойне погибли многие мужчины Дагестана, обезлюдили крупнейшие селения Хунзах, Чох, Акуша, Цуданах, Гоцталь, Унцукуль, Гимры, Гергебиль, Согартли, Кази – Кумух, Тарки. Умножились безнравственность и нищета, была разрушена экономика. Общества впали в смятения относительно своего будущего и утратили желание защищать независимость.

В молодости Шамиль верил, что сосредоточение богатства, в руках его боевых соратников поставит - эти средства на службу высоким целям. Несвязанный корыстью с командирами, он подметил, что богатея они становятся в тягость ему и народу. В Чечне, когда перед ним встал выбор: что важнее?

Религиозный пыл и боевое братство? Или права крестьян, он встал на сторону крестьян и потребовал от товарищей прекратить насаждать шариат: Шамиль предупредил наибов и мулл, что политика насильственного насаждения шариата закончится отказом чеченцев не только от шариата, но и от ислама.

Наибы и духовенство ответили бряцанием оружия. Тогда Шамиль объявил, что государство, которым он руководит, не соответствует его идеалам, поэтому он складывает с себя звание Имама. Его отречение потрясло Имамат. Командиры вдруг поняли, конструкция государства стоит на одном Шамиле и с его уходом государство рухнет: над будущим командиров нависла угроза вернуться к крестьянскому труду, или оставить страну. Ни на то, ни на другое - они небыли готовы и кинулись уговаривать Шамиля восстановиться в должности Имама.

Шамиль вернулся к должности и провел реформы: в целях облегчения жизни народа он лишил командиров административной и судебной власти и подчинил собраниям местных общин; без разрешения, которых наибы не имели право даже устраивать военные компании. Право вершить суд перепоручил муллам, однако Шариат эти меры не спасли.

Шариатский суд как институт не пригодный выносить справедливое решение, постепенно был предан забвению и общинные старшины вернули себе право вершить суд. Власть Шамиля тоже ограничили до роли главнокомандующего - подчиненного народному собранию.

В 1850г. решением народного собрания Кунта был возведен в должность старшины Чечни - звание обязало его переселиться на Эрту - священный центр страны, где ему построили дом. В год переселения соратники устроили его брак с популярной в народе, вдовой Жансари. Жансари была дочь, или сестра Бей – Булата.

Зекристы повернули страну к добрым отцовским традициям, к эпохе – когда, по мнению шариатистов чеченцы были плохими мусульманами, но притом были счастливой и могущественной народом. Победа Кунты оказалась своевременным и важным историческим событием, освободившим в народе энергию возрождения, в той ситуации необходимую для отражения натиска русских.

На всех фронтах - войска Имамата перешли в контрнаступления - августа 1848г. Сайдула Гехинский осадил и взял сильно укрепленную крепость Урус – Мартан. Судьбу сражения решило качественное превосходство чеченской артиллерии, и ее умелое использование. Не выдержав ночных артобстрелов обстрелов - русский гарнизон воспользовавшись дождливой ночью бежал из крепостиь Урус – Мартан - в сторону крепости Воздвиженской.

Сайдула преследовал, и истреблял беглецов вплоть до ворот Воздвиженской. Сражение за Урум – Мартан показало, что в создании и использовании артиллерии Шамиль значительно превзошел русских. Следом за Урус – Мартаном Сайдула взял крепость Ачхой. Эти сражения принесли ему славу блестящего полководца. Удивили всех и наибы Талхик, Эски и Умалат, захватив 16 июля 1854г. мощную крепость Хан – Кала. Русские также были выбиты и из селений Арштов, Бамута, Алкун, Датых, Ассиновка, Карабулак.

Дагестанские наибы нанесены русским поражения в Гергебиле, Салты, Чохе.
Шамиль подкрепил успехи наибов походом к границам Азербайджана.

Победы Шамиля вдохновили на партизанскую войну ингушей, осетин, кабардинцев. Народы Западного Кавказа прислали в Дарго депутатов, просить Шамиля принять их в состав Имамата, с назначением над ними наиба.

В Чечне казачьи войска понесли решающие поражения, и командование перестало им доверять.

31 января 1851 г. Слепцов был разгромлен на берегу реки Валерик, а 10 декабря близ селения Рошня хищнику срубил голову чеченский патриот - гехинец Эльмурза Хопцев.

13 января 1852 г. в момент набега на хутора Дубы, близ Гойты, был уничтожен другой хищник, наказной атаман генерал-майор Ф. А. Круковский.

Их приятель донской полковник Яков Петрович Бакланов в августе 1852 г. Был разгромлен у селения Гордали. В бою Яков Петрович получил ранения и чудом избежал плена и смерти. Его поражение было представлено государю в качестве удачной операции подготовившей падения селения Гордали, Яков Петровича наградили званием генерал - майора и сопутствующими побрякушками.

После государевых милостей, за героем осталось малое - довершить уничтожение Гордали. В целях довершения уничтожения селения - 18 декабря 1853 г. Яков Петрович в чине генерал – майора возглавил поход на Гордали. На этот раз из зверя выбили наглость без остатка, да так, что впоследствии - он стал уклоняться от участия в военных операциях.

Знал Яков Петрович, что чеченцы очень хотят отправить его в мир иной, вслед за своими приятелями Слепцовым и Круковским, поэтому и вел себя до неприличности осмотрительно. Его боязнь стала предметом всеобщих насмешек – Баклан стало прозвищем труса - выдумщика подвигов.

Командование в целях облегчения позора было вынужденно перевести его в Польшу.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. [?] 1942 г. Галанчожский съезд отменил независимость
  2. [?] Хилдихарой центр сопротивления 30 - 50 г.
  3. [?] Гунибская ловушка для Шамиля
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: