Бирлант Рамзаева и митинг в Грозном 1995.

      
Весной 1995 Грозный лежал в развалинах, его последние обитатели таились в подвалах под этими развалинами. Обезлюдевшие городские улицы наводнили пьяные победители - терроризировавшие гражданское население. Правительство  РФ оккупацию Чечни оправдывало, желанием самих чеченцев встать под защиту России. А марионеточный режим Завгаева обвинял народ в неблагодарности и требовал от него оплатить  победителям труд своего завоевания - смирением и преданностью.

В городе не хватало продуктов, владельцы предприятий и торговцы лишились доходов, а рабочие и служащие - заработной платы. Народ понес тяжелые жертвы, и притих в страхе, опасаясь быть окончательно раздавленным: но вдруг на улицы вышли люди и потянулись на площадь "Дружба народов" слушать песни Бирлант Рамзаевой. Нарушитель спокойствия - под гармонику пела песни плач - песни гнева и мести - про разоренную страну, убитых жителей; про безвестных героев Грозного, Урус - Мартана, Самашки, Шали и Шатоя в безнадежной борьбе оказывающих отчаянное сопротивление врагу. Так исторически случайная личность спонтанно, без призыва и лишних слов мобилизовала  народное сопротивление.

Приятный голос и справедливое - благородное негодование певицы возбуждали национальную гордость и жажду борьбы: волнуемые песней люди, как будто бы забыли что этот митинг предвещает им новые бомбардировки, минометные обстрелы и тысячи убитых - распростертых на улицах, во дворах, придорожных канавах.

Песни лились нескончаемым потоком и отражали героические образы нашей истории и эпоса (на - этих образах предки воспитывал наших исторических героев) - кроме былинных богатырей героями ее песен были и воины армии ЧРИ.  

Я догадался, что част песен певица сочиняет непосредственно в процессе исполнения.
 
На зов гармони первыми пришли доведенные до крайней точки кипения - отчаяние и гнева, домохозяйки разрушенного Грозного. Они дружно выражали негодование режиму Завгаева и не без основания, тогда не было человека - не ругавшего Завгаева, на него возлагали ответственность за сложившееся тяжелое положение.

- Довольно с нас насилия и скверного управления - говорили женщины - Завгаев вверг нас в беду и должен либо вызволить, либо взять на себя все последствия.
Рядом с Бирлант покачнулась очень бледная молодая женщина в белом - снова покачнулась и медленно опустилась на асфальт.  

- Умерла - подумал я - наверное, сердце не выдержало: но женщины быстро подхватили несчастную и привели в сознание, оказалось обморок. Вскоре в обморок упала другая, за ней третья - ослабленные плохим питанием и ужасами войны женщины не справлялись с переживаниями.

Колона грузовых автомашин доставила на площадь отряд солдат РФ, командование вменило им в обязанность разогнать митинг: солдаты сутулились и смущенно вытягивали шеи. Они принесли в Грозный несправедливую войну и вид несчастных женщин, на которых обрушилась вся тяжесть этой войны, поверг их в отчаяние: митинг потряс их до глубины души, а матери Грозного вызвали сострадание и восхищение, и это сделало их неприкосновенными.

  Солдаты мрачные и подавленные без команды медленно сошли с бортов и, не сговариваясь - отошли под тени деревьев примыкающего к площади парка. Я понял - эти солдаты потерянны для командования вооруженными силами РФ в Чечне. Они во власти горького разочарования своим правительством и командованием, которое отправило их на войну - убивают матерей и детей. Изредка к митингующим солдаты отправляли товарищей предать: "Не бойтесь - мы за вас, в случаи чего защитим!"

Однажды я лично наблюдал, как военнослужащие изгнали с площади враждебно настроенный митингу отряд местной милиции. Из рассказа постоянных участников митинга я узнал, что это не первый случай, когда военнослужащие встают на защиту  митингующих.

Что бы разобраться в личности Бирлант и причинах под влиянием, которых она стала вдохновительницей митинга, рассмотрим ее творческую биографию. В театр она пришла юной выпускницей музыкального училища: на работу приняли музыкантом, но на сцену не пустили - не поняла, что от нее требуется.

Театр государственное учреждение, артисты крепостные слуги государства и по совместительству игрушки в руках своих боссов. Система десятилетиями охраняла эти отношения - Бирлант их отвергла - это значить, отрезала от себя регалии и славу, которыми система награждает только преданных слуг.

Бирлант была среди артистов,  которые 1991 радостно встретили Дудаевское Солнце  свободы, и эта радость имела свои причины - разумные люди всегда оставляют пошатнувшуюся власть и держаться той, которую ждет успех. Обратная сторона Солнца Свободы оказалась темной - во взаимоотношениях артистов с боссами не произошло перемен: Дудаев возвысил - всех тех, кто при Советской власти пресмыкался перед начальством и унизил всех, кто не покорился.

Президент ЧРИ не понимал значения культуры и отказал ей в финансировании. Бирлант  на сцену допустили, но не за преданность идеалам свободы - петь бесплатно оказалось некому. В условиях всеобщего упадка и бедности артисты еще больше стали рабами своих работодателей, их засосала нужда - наиболее энергичные нужде противопоставили личную предприимчивость: некоторые мэтры сцены заняли вакансии именных певцов Джохара, а кто то, пошел еще дальше - занял почетное место в правительстве.

 Зимой 1995  войска РФ восстановили в Грозном конституционный порядок, и в город вернулась бывшая партийная - советская бюрократия - возглавленная Дока Гапуровичем Завгаевым, а вместе с ними и государственное финансирование культуры. Завгаев великодушно простил и допустил к корыту старую советскую бюрократию предавшую его в 1991. По мнению Дока Гапуровича Завгаева, он сплотил вокруг себя круг почетных и мудрейших людей республики и эти люди поспешили выразить ему преданность только потому, что не могли обмануть его надежды и надежды народа. Добродушный патрон высоко ценил дружеские связи. Он придерживался принципа: "Все для друзей, а для врагов - закон". В действительности он окружил себя не друзьями, а сомнительными личностями, рассчитывавшими решить свои проблемы, при его помощи.

Бирлант не сложно было день другой потолкаться в приемной Дока Гапуровича, поздравить его с возвращением, поплакаться, как трудно жилось под гнетом бандита Дудаева и получить допуск к корыту. Ибо так поступали все, и Дока Гапурович по доброте душевной подпустил к корыту большое количество темных и никчемных субьектов. Но Бирлант не была замечена в приемной Дока Гапуровича и в приемной нового министра культуры, она тоже не была замечена.

Она не использовала с выгодой подвернувшийся случай. И в то время, когда в обновленный концертный зал Грозного из Назрани и Махачкалы слетались мэтры нашей эстрады и рукоплескали Дока Гапуровичу - даровавшего гражданам многострадальной республики закон, порядок и процветание - Бирлант на площади Грозного прославляла поэзию национально освободительной войны. Война за независимость ее стихия, ее песня обращена к традиции освободительной войны, на войне она нашла своих почитателей.

Уж 15 лет, как Российская армия еще раз водворила в Чечню порядок, а президент России В.В. Путин из милости даровал нам сильного падишаха. Поблекли и забылись идеалы Ичкерии, но Бирлант бежала в Канаду, что бы сберечь свою беспорочную верность мертвому государству. Артистка - некогда любимая свободолюбивыми жителями Грозного, нынче успешно всеми забытая: в чужой земле печально прозябает эта женщина, как олицетворение безумия и это происходит в то время, когда звезды чеченской эстрады собирают толпы поклонников в театрах возрожденного и великолепного Грозного.

Про Бирлант - ее процветающие коллеги вспоминают изредка и только для того, что бы задуматься над тем, как иной неразумный человек может ужасно испортить собственную жизнь - и на лицах разумных коллег, такая глупость Бирлант вызывает усмешку осуждения.

Грозненский митинг 1995 в своем развитии прошел два этапа: на первом этапе это был большой круг -  собрание достойнейших женщин - веривших, что  они могут дать счастье народу и создать справедливое общество. Сколько длился первый этап - не помню? Помню, что постепенно его революционный пыл погас и начался второй этап - пассивного стояния в стороне от реальной действительности проходящих в республике событий.

На втором этапе бывшие комсомольцы и коммунисты - вырядившиеся в исламистов и борцов за независимость взяли митинг в свои цепкие руки и придали ему характер рядового чеченского митинга. Чеченский митинг родословную ведет от советского митинга -митинговые боссы ветераны компартии и ленинского комсомола и имеют солидную школу на услужении КГБ и ФСБ.

После развала Советского Союза они освоили специальность  маклеров митингового бизнеса и продавали свои услуги всем кто готов хорошо платить: иностранным организациям, дудаевцам и российским властям. Сами боссы - осознавая свою не популярность, только в особом случае посещают митинг, а руководят через платных слуг, из автомашин и квартир.
 
Митинг в классическом понимании этого слова - публичное собрание на свежем воздухе, призванное выявить общественное мнение и оказать давление на правительство. Чеченский митинг в противоположность классическому митингу - явление уродливое и анти общественное: во первых - это не место для дискуссий, а бесполезное времяпровождение, где не будь в стороне, в уютном для пассивного стояния "загоне". Митинговые речи, не отличаются ни мастерством, ни аргументами: выступление случайных ораторов не планируется. Митинговые боссы сознавая, что ораторов никто не слушает - поток пустословия разбавляют выступлениями артистов, поэтов и коллективными молитвами: постоянных участников митинга обеспечивают питанием и палатками или вагончиками для ночлега, а в особых случаях раздают и по денную плату.

Потасовка на митинге дело обычное, так как для своевременного выявления непослушных и их удаления, боссы держат платных боевиков: боевики выявляет инакомыслящих, хватают за шиворот и вышвыривает вон, а манифестанты процесс вышвыривания инакомыслящих поддерживают дружным ревом и хлопаньем.

Что касается меня то, я остерегся подойти вплотную к митингующим и останавливался с внешней стороны митинга в толпе случайных не политизированных прохожих, которые из любопытства собирались в тени деревьев окружающих площадь и лениво выясняли: "Что это за митинг - беспорядки или подвиг? Для одних это подвиг - попытка осуществить мечту об идеальном обществе, где будет торжествовать  справедливость: для других беспорядки вызванные происками дудаевцев и слабостью Завгаева и его команды.

Однако, все соглашались с тем что устроители митинга личности продажные и  так изворотливы, что работают на обе враждующие между собой стороны: с Дудаева и вставших на его сторону иностранных организаций, они берут плату за устройство анти российского митинга, а с российских властей за то, что анти российский митинг не представляют опасность интересам России в Чечне.
При всех его недостатках митинг 1995 не стал проходным событием и серьезно повлиял на кавказскую политику России.

Для вооруженных сил РФ ход военных действий в Чечне изначально был неблагоприятен, в военных частях брожение, военнослужащие против войны, а демократические силы высказались за предоставления независимости ЧРИ. В конце концов, в войне произошел перелом в пользу ЧРИ - солдаты отправленные подавить митинг встали на его защиту и создали угрозу повсеместного братания войск РФ с войсками ЧРИ.

Комплекс задач общественного развития - проваленных президентом Б.Н. Ельциным, а так же им устроенный расстрел парламента и присвоение диктаторских полномочий  подготовил "Восстание масс". Началом всероссийской революции могло стать братанием войск РФ с войсками ЧРИ. Армия и народ поддержали бы совместный поход войск ЧРИ и объединенной группировки войск РФ в ЧРИ на Москву, и падение режима произошло без вооруженной борьбы. Правительство РФ собственную армию боялось не меньше армии ЧРИ, и чтобы не провоцировать восстание - временно отложило расправу над митингующими и им сочувствующим военнослужащими.
 

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий

Структуры самоуправления Нахов

 
 Структуры самоуправления Нахов
Распространенный в Древнем мире союз 7-ми племен "Семиградие".
 
 5 Социальных ступеней. 
 
1) Семья. 
2) Юрт (малый род). 
3) Тайп - состоит 10 - 25 юртов.
4) Гай (племя). 
5) Гар (союз племен). 
 
Гайев  ....   6
Тайпов ....50
 
3 - Западных Гайя: Гило, Арштхо, Ак1к1 и 3 - Восточных Гайя: Шато, Тъир нах (Итум-Калинский район), Ч1еберл.
7-е общество,  Гар Нохчмохкой (Ичкерия) имеет статус объединителя (ядро народа) - такое положение оправдывается тем, что тайпы Ичкерии сыновние по отношению к Гайям.
 
В целях справедливого раздела власти - племенам присвоены определенные дни недели - старшины каждого племен в их день главенствовали в стране. 
 
                                                Центр Западных Гаев гора Ид I територия тайп Ак1к1
 
   I  Понедельник Гай Гило                - 3 тайпа. 
        
  1) Гило тайп и племенной центр   –  речка ущелье Кисти впадает       р.Терек.    
  2) Г1алг1а                                           – ручьи ущелье Г1алг1а впадают   р.Асса.                                          
  3) Джар                                                -  река ущелье Арамхи впадает      р.Терек. 
 
    II  Вторник Гай Арштхо. 5 тайпов.
 
   1) Мелхи тайп и п. центр               – речка ущелье Меши впадает          р.Ч.Аргун.    
   2) Г1андал                                        – ручьи ущелье Г1андал впадают    р.Фортангу.
   3) Ц1ич                                              – ущелье                                                  р.Асса.                                                                                              
   4) Цоро                                              – родники ущелье р.Гулой впадают р.Асса.                                          
   5) Мерж                                             – речка ущелье Мерж впадает           р.Фортанга.   
 
  III Среда Гай Ак1к1. 7 тайпов.
 
  1) Ак1к1 тайп и п. центр               – ручьи ущелья Ак1к1 впадают       р.Гехи.  
  2) Кей                                               – ручьи ущелье Кей впадают           р.Рошни.                                                      
  3) Гала                                             – ручьи ущелье Гала впадают         р.Гехи.                                          
  4) Ялхар                                          - ручьи ущелья Ялхр впадают          р.Гехи.                                                
  5) Нашх                                          – ручьи Нашхой лам впадают  р.Большая Рошня.                          
  6) Х1ейхар                                    – ручьи  ущелье Х1ейхар впадают   р.Фортанга. 
  7) Пишхой                                     -  ручьи  Пишхой лам впадают           р.Мартан.
 
                                             Центр Восточных Гайев гора Ид II тайп Тъерло. 
 
   IV Четверг Гай Тъир нах (Итум-Калинский район) 10 тайпов. 
 
  1) Тъерло тайп и п. центр        - реки ущелье Б1аст, Геши, Бара, Тонги, впадают р.ЧАргун.  
  2) Зумс                                          - река Зумс впадает                                                         р.ЧАргун.                                                      
  3) Чъант                                       - родники и речка  ущелье Чъант впадает                р.Ч.Аргун.    
  4) Х1ачар                                     - родники и речка Х1ачарой лам впадают                р.Ч.Аргун.      
  5) Хилдих                                    - родники и речка ущелье Кериг впадает                   р.Ч.Аргун.        
  6) М1йст                                      - родники и речка М1йстой лам впадает                    р.Ч.Аргун.      
  7) Чъинх                                      - родники и речка ущелье Чъинх впадает                 р.Ч. Аргун.          
  8) Дишн                                       - родники Дишни лам впадают                                      р.Ч.Аргун.                      
  9) Гух                                           - родники ущелье Гух впадают                                       р.Ч.Аргун.                                  
10)Мулк1                                      - речка ущелье Мулк1 впадают                                       р.Ч.Аргун.
 
 V Пятница Гай Ч1еберли тайп и племенной центр - предположительно 5 тайпов. 
Ч1еберли пережил распад Тайпов, здесь Юрты называют себя тайпами.
 
   VI Субота Гай Шатой. 7 тайпов. 
 
  1) Памято тайп и п.центр        - речка ущелье Верд впадает                                     р.Ч.Аргун.
  2) Тумсо                                      - ручей ущелье Тумс впадает                                      р.Ч.Аргун                    
  3) Вашиндар                             - ручей ущелье Вашиндаро впадает                         р.ЧАргун.        
  4) Варандо                                - речка ущелье Варанд впадает                                  р.ЧАргун.                    
  5) Х1алкело                               - ручьи ущелье Х1алкело впадают р.Верд приток р.Ч.Аргуна.  
  6) Нихло                                     - река ущелье ЧАргуна.                                                        
  7) Х1аккой                                 - ручьи ущелье Х1аккой впадает р.Верд приток        Ч.Аргуна.
 
   VII Воскресение Гар Нахчмохкой(Ичкерия).
 
 13 тайпов (возможны ошибки, так как здесь тоже произошел распад тайпов и некоторые юрты ошибочно называются  тайпами).
 
  1) Гунн тайп и центр Гара             - ручьи ущелье Гунн впадают                  р.Гумс.                                                                        
  2) Элистанж                                      - речка ущелье Элистанж впадает        р.Хулхул.              
  3) Хороч                                              - ручьи ущелье Хороч впадают              р.Хулхул.                              
  4) Эрсен                                            - ручьи ущелья Эрсен впадают               р.Гумс.                                  
  5) Черм                                              - ручьи Чермой лам впадают                   р.Басс.                                        
  6) Аллир                                           - ручьи ущелье Аллир впадают                р.Аксай.                          
  7) Цъонтр                                         - ручьи ущелье Цъонтр впадают              р.Аксай.                    
  8) Билт                                              - ручьи ущелье Билт впадают                   р.Ямансу.                              
  9) Бенн                                             - ручьи Бенной лам впадают в  р.Аксай и р.Ямансу.  
 10) Гендрген                                    - ручьи ущелье Гендрген впадает            р.Ямансу.          
 11) Зандак                                        - ручьи ущелье Зандак впадают                р.Ярыксу.                  
 12) Щерд                                          - ручьи ущелье Щерд впадают                   р.Гумс.                          
 13) Энгин                                         - ущелье Энгин р.Аксай.
 

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий

Община.

Жизнь нахской общины была закрытой, устройство и территория ревниво скрывались от посторонних глаз. Закрытость мера избранная не возбуждать любопытство  хищных соседей России, Турции и Ирана: благодаря закрытости даже для России вейнахи  оставались мало известными до середины XIX века. Нахская культура принадлежит к Кавказской цивилизации - создавшей собственное мировоззрение, общественно - экономическую организацию, военное дело, архитектуру, виды домашних животных и растениеводства.
 
Община спаяна родством по отцовской линии, общей территорией, коллективным трудом и потреблением и ревнивым соблюдением принципа социального равноправия, исключающего возвышение отдельных личностей или групп  над обществом. Земля, вода и недра находились в общинной собственности и служили общим источником жизни для всех членов общины. Крупный хозяйственный инвентарь и тягловые животные находились в общем пользовании.
Доход от недр земли и транзита товаров через территорию распределялся между общинниками.
 
Торговля была меновой: на одной стороне границы у соседей брали товар и, сняв с него выгоду, передавали на другую сторону. Также обменивали на необходимые товары и продукцию собственного производства. Местные товары оружие, продовольствие, кожи, сукна, шелк, хлопчатобумажные и льняные ткани, изделия из металлов, кожи, дерева по качеству часто превосходили русские, иранские и турецкие. 
Интерес к деньгам и золоту был невелик.  Частная торговля как источник существования, была под запретом.
 
Община (тайт) - хозяйствующее и территориальное объединение, несла коллективную ответственность перед соседями за преступление собрата. Хозяйство велось в строгом согласии с окружающей средой, нарушение законов природы грозило природными катаклизмами. 
 
Общинное собрание действовало на основе обычая и сочетало в одном лице исполнительную, законодательную и судебную власть: выступало организатором труда, решало вопросы вознаграждения за труд; путем жеребьёвки ежегодно перераспределяло пахотные клинья. Мужчины в первую очередь вспахивали и засеивали пай инвалидов и вдов
Земли всех Тайпов равноценны по экономическим достоинствам. Тайпы объединены  в  племен - Гай: всего 7 племен (космическая неделя) объединены в союз племен - Гар. По сей день - известны границы тайповых земель.  
В частной собственности находились только скот, одежда и домашняя утварь. Горы Чечни "Рай" для животноводов, поэтому животноводство считалось самым прибыльным занятием. 
Набор домашних вещей и мебели  общинников минимальны. Во всем господствовала умеренность и рациональность. 
 
Дома стояли рядом, как соты, строились всем миром на местности проветриваемой и непригодном для земледелия, на строительство тратили не более чем это необходимо для  бытовых потребностей - дом не подлежал продаже. Отцовский дом  переходит к младшему сыну.
К  участию в строительных работах приглашалась и молодежь соседних тайпов. Парни и девушки охотно собирались на подобные мероприятия, которые одновременно  становились местом знакомства будущих женихов и невест.
 
Семьи двух и трехступенчатые, каждая семья имела свою ячейку. Комнаты представляют собой анфиладу. Самая большая  используется как кухня, зал и спальня. На женской половине жила мать с детьми. Сыновья находились на женской половине до подросткового возраста, затем переходили на мужскую половину. Мужская половина отличалась тем, что здесь не готовили еду. Главный предмет - украшенное резьбой  кресло-тренога, на которое хозяин усаживал гостя. Сам хозяин при этом устраивался на более низком сиденье. Никакими заботами о госте хозяин унизить себя не может, напротив – это делает ему честь.
 
Хозяйственная деятельность общин давала хороший доход, который позволял не только удовлетворять насущные потребности, но и приобретать для очень дорогих коней, оружие, тратить немыслимые средства на сооружение башенных комплексов. 
Наличие дорогого коня и оружия рассматривалось не как признак стремления к богатству, а как похвальное намерение быть рьяным защитником безопасности своей общины.
 
Кавказские товары оружие, продовольствие, кожи, сукна, шелк, хлопчатобумажные и льняные ткани, изделия из металлов, кожи, дерева по качеству часто превосходили русские, иранские и турецкие. 
 
Проблема перенаселения разрешалась - созданием родовых колоний на равнине. Такие колонии всегда считались частью горной общины. 
 
XVI в. открыт морской путь в Индию - это значительно сократило движение торговых караванов по сухопутным дорогам, пролегавшим через Кавказ, так называемого  "Великого Шелкового пути. В стране нахов это вызвало экономическую катастрофу, выразившуюся значительным сокращением населения и исчезновением городов - включая и столицу город Маджара на р. Куме близ Буденновска в Ставропольском крае.  
 
В середине XIX в. Чечня колония России, лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима, осуществляющего откачку ресурсов и прибылей из страны: приобрела исторический характер и политика уничтожения с помощью искуственой градации, голодом, отравляющими веществами и силами армии и полиции. 
 
 
 

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10